Календарь знаменательных дат

Каждый 2-й вторник месяца в Публичном центре правовой информации центральной районной библиотеки им. Б.В.Стрельцова оказываются бесплатные консультации нотариуса.

ru be en

В 1954 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций был провозглашен Всемирный день ребенка. Он отмечается 20 ноября как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а в последствии издала свой Закон «О правах ребенка», а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Ранее центральная библиотека предлагала поучаствовать в викторине «Знай основные права и свободы человека», благодаря которой ее участники убедились, что читая художественную литературу, можно узнать о правах человека. А ведь дети тоже нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. И поэтому с целью заинтересовать такой важной темой, как права подрастающего поколения через известные литературные произведения, напомнить об основных правах и свободах, закрепленных в Конвенции и Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», привлечь к чтению, предлагаем принять участие в новой литературной викторине по праву «Права человека - твои права».

Для участия в Викторине необходимо прочитать предложенные отрывки из литературных произведений и определить, о каких правах детей либо их нарушении идет речь.

Ответы необходимо присылать на электронный адрес библиотеки crb@lib-bykhov.by до 24 декабря 2020 года с пометкой «Правовая викторина». Информация об итогах Викторины будет опубликована в районной газете “Маяк Прыдняпроўя” и размещена на сайте ГУК «ЦБС Быховского района» - lib-bykhov.by.

Победители будут награждены Дипломами и памятными сувенирами.

Отрывки из литературных произведений

1. … После довольно продолжительного и трудного разговора с мальчиком-негром мичман рассказал в кают-компании более или менее верную в общих чертах историю мальчика, основанную на его ответах и мимических движениях.

Мальчик был на американском бриге «Бетси» и принадлежал капитану («большому мерзавцу», — вставил мичман), которому чистил платье, сапоги и подавал кофе с коньяком или коньяк с кофе. Капитан звал слугу своего «боем»*, и мальчик уверен, что это его имя. Отца и матери он не знает. Капитан год тому назад купил маленького негра в Мозамбике и каждый день бил его. Бриг шел из Сенегала в Рио с грузом негров. Две ночи тому назад бриг сильно стукнуло другое судно (эту часть рассказа мичман основал на том, что маленький негр несколько раз проговорил: «кра, кра, кра» и затем слабо стукнул своим кулачком по стенке лазаретной каютки), и бриг пошел ко дну… Мальчик очутился в воде, привязался к обломку мачты и провел на ней почти двое суток…

Но несравненно красноречивее всяких слов, если бы такие и мог сказать мальчик о своей ужасной жизни, говорило и его удивление, что с ним ласково обращаются, и забитый его вид, и эти благодарные его взгляды загнанной собачонки, которыми он смотрел на доктора, фельдшера и на мичмана, и — главное — его покрытая рубцами, блестящая черная худая спина с выдающимися ребрами …

* boy – по-английски – мальчик; кроме того, «бой» - общепринятое в английских колониях наименование вообще слуг.

Константин Станюкевич «Максимка»

2. … Девочке исполнилось семь лет...

Прежде она могла бегать по улицам вместе с мальчиками, с такими же детьми, как и она сама. Но темная сила не желала, чтобы ее жертва пользовалась такой свободой. Живая кукла (мать девочки) повторила, как попугай, повеление темной силы:

— Девочке играть с мальчиками неприлично!

Недоверие татарки было поколеблено. Окружавшие ее люди повторили то же самое:

— Девочке играть с мальчиками неприлично!

Теперь татарка поверила, ибо думала, что люди желают ей добра. Но жизнь решила защищаться. Ей казалось, что она победит врагов, если вызовет их на суд разума.

— Почему? Почему неприлично? — спросила жизнь. Татарка молчала. Вместо нее ответила темная сила:

— Так повелели отец, мать, дед и бабка!

Жизнь поразилась. Она не думала услышать столь бессмысленный, бесчеловечный ответ…

Фатих Амирхан «Татарка»

3. … Мixacь вeльмi нeaxвoтнa нa гэты cвeт пpыxoдзiў. Tpы днi paдзiўcя. Людзi pyкaмi мaxнyлi: — Нiчoгa нe бyдзe нi з мaцepы, нi з дзiцяцi,— кaзaлi. Toлькi нa чaцвёpты дзeнь: — Угaй, yгaй! — зaгaлaciў нa ўcю xaтy нapoджaны xлoпчык. Мaткa глянyлa: — Бoжa, якi ж бpыдкi! Хaця б шчacлiвы быў,— зaшaптaлa бeднaя кaбeтa, xaцeлa пaцaлaвaць дзiця, aдкpылa вycны, aлe нe cтaлa ciлы... зaцixлa... Зaцixлa тaк, як пecня чacaм цixнe нa нaйжaлacнeйшым cвaiм cлoвe... У xлoпчыкa нacoк з дoбpyю бyльбaчкy; бapaдa — бpылeм зaкpyчaнa, пpaз yceнeк лeвы твapычaк чыpвoнaя плямa paдзiмaя. Аднo вoчкa глядзiць y пpaвы бoк, дpyгoe — y лeвы. — У iмя aйцa i cынa! Оcь дзe бoжaя кapa! — лeдзь здoлeлa пpaбaлбaтaць бaбyля, кyпaючы пepшы paз дзiця. Мixacя-cipaтy зaпxнyлi ў зaпeчaк; тaк ён тaм i poc, нe мяpкyючы, як тoe дзiкae зeллeчкa пaд aбвaлiўшымcя тынкaм…

Цётка «Міхаська»

4. … А уже самая большая беда для Мирона — это «думанье»! Не умел думать и все! Что, бывало, ни скажет, все как-то не так, как нужно, всегда мать или кто-нибудь другой говорит ему:

— Да отчего ты, дурак непроходимый, не подумаешь наперед, что хочешь сказать, а болтаешь, как рыбак веслом!

И как ни мучился бедный Мирон, чтобы придумать, а потом сказать что-то разумное, — нет, не может, да и только. Бедный Мирон пришел к убеждению, что он не умеет думать!

Как-то раз сидит вся семья за обедом вокруг большого стола посреди хаты. Мать подает капустняк. Капустняк хороший, с салом, ещё и крупы добавлено. Все едят молча. Мирон глотнул раза два, а потом и задумался над тем, почему это так тихо стало в хате, никто и слова не скажет. Ни с того ни с сего запала ему в голову мысль, что именно теперь ему необходимо что-нибудь сказать. Но что бы такое? Нужно раньше обдумать, а то все будут смеяться, а мать и побранит. Что бы это сказать? И маленький Мирон начи-нает размышлять. Ложка, как нес он ее ото рта к миске, так и застыла в воздухе вместе с рукою. Глаза неподвижно уставились в пустое пространство, а затем невольно остановились на иконе божьей матери, висевшей на стене; губы только шевелятся, словно что-то шепчут.

Работники, заметив это, переглянулись между собой, толкнули друг друга локтем, а девушка-батрачка шепнула даже старому Ивану:

— Ну, сейчас какую-нибудь глупость выпалит

— Вот я не знаю, — медленно начал Мирон, — почему это божья матерь смотрит-смотрит, а капусты не ест?..

Бедный Мирон, как он ни мучился, не мог ничего лучшего придумать, может быть потому, что его насильно заставляли думать «так, как все».

Смех, хохот, обычный нагоняй матери, опять: «Дурень непроходимый», — бедный Мирон заплакал.

— Что же мне делать, если я не умею думать так, как все, — сказал он, утирая слезы…

Иван Франко «Маленький Мирон»

5. Тяжелое детство мне пало на долю:
Из прихоти взятый чужою семьей,
По темным углам я наплакался вволю,
Изведав всю тяжесть подачки людской.
Меня окружало довольство; лишений
Не знал я, - зато и любви я не знал,
И в тихие ночи тревожных молений
Никто над кроваткой моей не шептал.
Я рос одиноко... я рос позабытым,
Пугливым ребенком, - угрюмый, больной,
С умом, не по-детски печалью развитым,
И с чуткой, болезненно-чуткой душой...

Семен Надсон «Мать»

6. … Джонни очень рано стал взрослым. В семь лет, когда он получил первое жалованье, началось его отрочество. У него появилось известное ощущение независимости, и отношения между матерью и сыном изменились. Он зарабатывал свой хлеб, жил своим трудом и тем как бы становился с нею на равную ногу. Взрослым, по-настоящему взрослым, он стал в одиннадцать лет, после того как полгода проработал в ночной смене. Ни один ребенок, работающий в ночной смене, не может оставаться ребенком…

Джек Лондон «Отступник»

7. …О голодном малютке-сироте, лишенном самого необходимого, власти работного дома доложили надлежащим образом приходским властям. Приходские власти с достоинством запросили властей работного дома о том, нет ли какой-нибудь особы женского пола, проживающей в доме, которая могла бы доставить Оливеру Твисту утешение и питание, столь для него необходимые. На это власти работного дома ответили, что такой особы нет. Тогда приходские власти великодушно и человечно порешили, что Оливера следует поместить "на ферму", или, иными словами, препроводить его в отделение работного дома, находившееся на расстоянии примерно трех миль, где от двадцати до тридцати других юных нарушителей закона о бедных * копошились по целым дням на полу, не страдая от избытка пищи или одежды, под материнским надзором пожилой особы, которая принимала к себе этих преступников за семь с половиной пенсов с души. Семь с половиной пенсов в неделю - недурная сумма на содержание ребенка; немало можно приобрести на семь с половиной пенсов - вполне достаточно, чтобы переполнить желудок и вызвать неприятные последствия. Пожилая особа женского пола была человеком разумным и опытным - она знала, что идет на пользу детям. И она в совершенстве постигла, что идет на пользу ей самой. Поэтому большую часть еженедельной стипендии она оставляла себе, а подрастающему приходскому поколению уделяла значительно меньшую долю, чем та, которая была ему назначена…

*… нарушителей закона о бедных … - Диккенс имел в виду закон 1884 г., по которому работный дом стоял в центре всей системы помощи бедным; приходским властям только в исключительных случаях разрешалось помещать сирот не в работном доме, а отдавать на фермы, где за ними, кстати сказать, не было никакого ухода, как и в работном доме. Таким образом то, что Оливера отправили на ферму, являлось некоторым отступлением от Закона, и поэтому Диккенс называет младенцев, находящихся на ферме, «юными нарушителями закона»

Чарльз Диккенс «Приключение Оливера Твиста»
Комментарии